Рекомендовано Общероссийской общественной организацией «Ассоциация медицинских сестрё России» в качестве методических рекомендаций для сестринского персонала.
Выпущены в Санкт-Петербурге, 2007 г.
- РЕКОМЕНДАЦИИ
но подготовке документов к аттестации и составлению отчета о работе среднего медицинского и фармацевтического работника
При оформлении аттестационного листа в разделе «Представлении администрации» должны отражаться уровень теоретической и практической под¬готовки аттестуемого, деловые и профессиональные качества, ответственность, уровень практических навыков, в соответствии с квалификационными требованиями (приказ Министерства здравоохранения РФ № 249 от 19.08.97 г. «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»).
Приказ № 249 отменён и сейчас действует приказ № 176Н.
Отчет специалиста, претендующего на присвоение (подтверждение) квали-фикационной категории, - это работа, в которой специалист проводит подробный сравнительный анализ деятельности за последний год. В отчете отражается объем и качество собственной деятельности в соответствии с функциональны¬ми обязанностями, использование рациональных форм и методов организации труда, внедрение новых технологий в практику. Отчет о проделанной работе мо¬жет быть напечатан на пишущей машинке или компьютере шрифт «Times New Roman», размер 14, междустрочный интервал 1,5. Страницы отчета, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку. Отчет должен быть заве¬рен руководителем учреждения, скреплен печатью и подписан претендентом.
Руководитель ЛПУ, заверивший аттестационный лист и отчет, а также аттетуемый, несут персональную ответственность за достоверность представлен¬ных сведений.
Рекомендуемая структура отчета
для среднего медицинского работника
по специальности «Управление сестринской деятельностью»
Введение - В отчете рекомендуется предусмотреть:
- Краткие сведения о профессиональной деятельности (Ф.И.О., образова¬ние, квалификационная категория, сертификат, участие в работе областных, районных конференциях, конкурсах, наличие печатных работ, участие а работе общественной организации средних медработников, преподавательская деятельность).
- Краткая характеристика учреждения здравоохранения, отделения или кабинета, его материально-техническая и кадровая обеспеченность (не более одной страницы).
Глава 1 - Характеристика рабочего места главной медицинской сестры.
- Основные показатели, характеризующие деятельность специалиста (с учетом специальности, занимаемой должности ЛПУ).
- Структура управления сестринским персоналом.
- Характеристика кадрового состава организаторов сестринского дела (старших медсестер).
- Квалификационный состав персонала учреждения здравоохранения.
- Организация работы главной медицинской сестры.
- Организация профессионального непрерывного образования и повышение квалификации среднего и младшего персонала (планы последипломной подготовки, количественные показатели, проведение конкурсов «Лучший по профессии», подготовка резерва организаторов сестринского дела, подписка на периодические медицинские журналы, работа в общественных организациях, в работе ассоциации, съездах, конференциях, печатные работы).
Глава 2 - Организация сестринского дела в учреждении:
- организация контроля качества;
- стандартизация сестринских технологий, эффективность их внедрения;
- материально-техническое обеспечение деятельности сестринского персо¬нала;
- обеспечение инфекционной безопасности персонала и пациентов;
- охрана труда медицинского персонала;
- организация лекарственного обеспечения;
- организация доврачебной медицинской помощи (проведение зачетов на компетентность медсестер);
- инновации в сестринском деле;
- работа в Совете по сестринскому делу.
Глава 3 - Качественные показатели работы:
- санитарно-бактериологические;
- число осложнений при выполнении процедур;
- число осложнений при применении фармацевтических препаратов и ме¬дицинской техники;
Глава 4 - Проведение противоэпидемических мероприятий:
- соблюдение правил асептики, антисептики;
- осмотр и изоляция больных;
- использование методов дезинфекции, дезинсекция. Глава 5 - Наставничество:
- работа с учащимися медицинских училищ и колледжей по рационально¬му прохождению клинической практики.
Глава 6 - Профилактическая деятельность и работа по укреплению здо¬ровья населения:
- школы пациентов;
- лекции, беседы, санитарные бюллетени.
Глава 7 - Вопросы этики и деонтологии:
- знание Этического кодекса и Хартии медицинских сестер России;
- принятие этических решений;
- повышение профессиональной квалификации и самообразование.
Заключение - содержит краткие выводы о результатах проделанной работы и предложения аттестуемого по совершенствованию деятельности службы в учреждении.
Рекомендуемая структура отчета для среднего медицинского работника по специальности «Организация сестринского дела»Введение - В отчете рекомендуется предусмотреть:
Краткие сведения о профессиональной деятельности (Ф.И.О., образование, квалификационная категория, сертификат, участие в работе областных, районных конференциях, конкурсах, наличие печатных работ, участие а работе общественной организации средних медработников, преподавательская деятельность).
Глава 1 - краткая характеристика учреждения здравоохранения, отделения или кабинета, его материально-техническая и кадровая обеспеченность (не более одной страницы).
Глава 2 - основные показатели, характеризующие деятельность специалиста (с учетом специальности, занимаемой должности ЛПУ).
Глава 3 - Объем выполняемой работы:
- Число пролеченных пациентов за текущий год (сравнить с предыдущим годом).
- Квалификационный состав персонала учреждения здравоохранения.
- Организация работы по кадровому планированию, рациональной расстановке и использованию средних и младших медицинских кадров.
- Организация труда средних и младших медицинских кадров.
- Организация обучения, контроль знаний и выполнения работниками инструкций по технике безопасности, гигиене труда, производственной санита¬рии, противопожарной безопасности.
- Контроль за своевременным выполнением медицинскими сестрами врачебных назначений.
- Организация и контроль за лечебно-охранительным, санитарно-эпидемиологическим режимами работы медицинского учреждения.
- Оценка качества сестринской практики.
- Организация контроля за медицинской документацией.
Глава 4 - Организация сестринского дела:
- лечебные процедуры и манипуляции;
- диагностические процедуры и подготовка пациентов;
- лечебное питание;
- оказание помощи при состояниях угрожающих жизни;
- уход за больными и их реабилитации;
- забор лабораторного материала;
- проведение лабораторных исследований;
- использование медицинского оборудования и инвентаря;
- комплектация укладок неотложной помощи, ВИЧ-профилактики, укладки ООИ, педикулеза;
- прием и передача дежурств;
- стандартизация сестринских технологий, эффективность их внедрения.
Глава 5 - Качественные показатели работы:
- санитарно-бактериологические;
- число осложнений при выполнении процедур;
- число осложнений при применении фармацевтических препаратов и ме¬дицинской техники;
Глава 6 - Проведение противоэпидемических мероприятий:
- соблюдение правил асептики, антисептики;
- осмотр и изоляция больных;
- использование методов дезинфекции, дезинсекции.
Глава 7 - Наставничество:
- работа с учащимися медицинских училищ и колледжей по рационально¬му прохождению клинической практики.
Глава 8 - Профилактическая деятельность и работа по укреплению здоровья населения:
- школы пациентов;
- лекции, беседы, санитарные бюллетени.
Глава 9 - Вопросы этики и деонтологии:
- знание Этического кодекса и Хартии медицинских сестер России;
- принятие этических решений;
- повышение профессиональной квалификации и самообразование.
Заключение - содержит краткие выводы о результатах проделанной работы и предложения аттестуемого по совершенствованию деятельности службы в учреждении.
Рекомендации по составлению отчета медицинских сестер по специальностям «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии»
Введение - в отчете рекомендуется предусмотреть:
Краткие сведения о профессиональной деятельности (Ф.И.О., образование, квалификационная категория, сертификат, участие в работе областных, районных конференциях, конкурсах, наличие печатных работ, участие в работе общественной организации средних медработников, преподавательская деятельность).
Глава 1 - краткая характеристика учреждения здравоохранения, отделения или кабинета, его материально-техническая и кадровая обеспеченность (не более одной страницы).
Глава 2 - отражает знания и умение по аттестуемой специальности.
Специалист отражает в ней как проводились лечебные процедуры и мани¬пуляции, подготовка больных к диагностическим процедурам, оказание помощи при состояниях угрожающих жизни, уход за больными и их реабилитация, забор лабораторного материала. Аттестуемый описывает подготовку медицинского оборудования, инструментария и хозяйственного инвентаря к работе, а также как проводилась выписка, хранение и учет фармацевтических препаратов, ведение медицинской документации, создание благоприятных социально-психологических условий для больного, проведение лабораторных исследований и др. В этой главе можно отразить особенности ухода за пациентами с различной патологией, преимущества использования новых фармацевтических препаратов, предметов ухода, новейших технологий и т. д.
Глава 3 - аттестуемый описывает качество проведения противоэпидемических мероприятий (соблюдение правил асептики и антисептики, ис¬пользование современных методов дезинфекции и стерилизации). Основные качественные показатели деятельности специалиста за отчетный период (сапитарно-бактериологические, число осложнений при выполнении манипуляций и процедур, число осложнений при применении медицинской техники, инфицирование пациентов в результате проведения медицинских процедур и др.). Все сопоставимые показатели даются в сравнении с аналогичными показателями по учреждению, району, __________ области.
В этой главе отчета рекомендуется провести анализ основных показателей своей деятельности, проанализировать причины возникших осложнений и определить пути их предупреждения. За каждым цифровым материалом должно следовать анали¬тическое пояснение, демонстрирующее способность специалиста оценить соб¬ственную деятельность, деятельность учреждения и службы в целом.
Глава 4 - отражает собственную педагогическую, методическую и санитарно-просветительную деятельность аттестуемого, участие в работе профессиональной ассоциации, в профессиональных конкурсах, в научно-практических конференциях, наставничество (работа с учащимися медицинских училищ, работа с молодыми специалистами, обмен опытом с коллега ми).
Заключение - содержит краткие выводы о результатах проделанной рабо¬ты и предложения аттестуемого по совершенствованию деятельности службы в учреждении.
Рекомендуемая структура отчета для среднего фармацевтического работника:
Введение - характеристика фармацевтической организации, ее материально-техническая и кадровая обеспеченность (не более одной страницы).
Глава 1 - описание созданной в фармацевтической организации системы управления качеством и обязанности аттестуемого специалиста в этой системе: наличие правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, назначение уполномоченного по качеству.
- описание условий хранения всех групп лекарственных средств, другой ме¬дицинской продукции;
- выполнение требований санитарного режима;
- организация работы по противодействию оборота фальсифицированных (незаконных копий) и недоброкачественных лекарственных средств;
- система повышения профессионального образования сотрудников.
Глава 2 - описание объема выполняемой работы в соответствии с функциональными обязанностями (количество изготовленных, лекарственных форм, анализов, рецептов, динамика товарооборота). Все цифровые показатели представляют в виде таблицы.
Глава 3 - отражает знания и умение по аттестуемой специальности:
- изготовление лекарственных форм по рецептам врачей и требованиям ЛПУ;
- количество неудовлетворительно изготовленных лекарственных форм, причины брака, предупредительные мероприятия и технологические приемы, обеспечивающие гарантию качества изготовленных лекарственных форм;
- умение пользоваться весоизмерительными приборами, аппаратами и средствами малой механизации, их рациональное использование;
- обеспечение соблюдения в процессе работы санитарного режима;
- технология и порядок работы с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, ядовитыми и сильнодействующими веществами списков ПККН; ведение документации;
Глава 4 - перечень основных нормативных документов, регламентирующих обеспечение стандартов качества лекарственных средств при их хранении, реализации, транспортировке, изготовлении, отпуске.
Глава 5 - отражает собственную педагогическую, методическую и са¬нитарно-просветительную деятельность аттестуемого, участие в работе профессиональных объединений, в научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах и смотрах, наставничество, обмен опытом с коллегами.